История европейского фарфора

m61В XVI веке китайский фарфор, завезенный в Европу португальскими мореплавателями, стал особенно популярным. Его приобретали знатные и богатые европейцы: короли, графы, бароны. Многие только мечтали о нем. Популярность фарфора была невероятной. В крупным городах открывались свои дома фарфора и магазины, торгующие фарфоровыми статуэтками, чайными сервизами и вазами, которые стоили на вес золота.

Одновременно с торговлей многие из европейцев пытались самостоятельно изготовить этот великолепный материал. Например, производство «мягкого фарфора» при дворе Медичи (1575 год). Это был желтоватый, полупрозрачный и недорогой материал, который дополнительно приходилось покрывать белой глазурью.

Также и другие умельцы пытались найти рецепт китайского фарфора, однако, такие попытки терпели неудачу вплоть до 18 века, потому что их результатом было только стекло, но не фарфор. Сервиз, изготовленный из такого материала, можно было выдать за фарфоровый только тому человеку, кто не имеет представления о китайском фарфоре.

Европейский фарфор в виде статуэток, сервизов и других изделий мало походил на произведения мастеров Востока. Появление европейского фарфора связано с именем Фредерика Августа Первого, правителя Саксонии, который очень увлекся данным материалом и собирал коллекцию изделий, тратя на это огромные средства. В то время обладать чайным или столовым фарфоровым сервизом мечтали многие.

Первая попытка в создании европейского фарфора принадлежит Иоганну Фридриху Бетгеру (алхимику из города Берлин). Сначала он получил так называемый «красный фарфор», а 2 года спустя создал и белый европейский фарфор. Открытие это было очень ценным, поэтому алхимика держали под стражей, чтобы не произошла «утечка» информации. Он открыл свой дом фарфора и вел торговлю изделиями из новейшего материала.

В этом же году на территории крепости Альбрехтсбург начала свое действие мейсенская фарфоровая мануфактура, завоевавшая вскоре почти всю Европу. Фарфоровые сервизы и статуэтки перестали копировать китайские образцы, стали соответствовать европейской культуре. Украшали изделия почетные живописцы. Росписи на фарфоровых изделиях были по своей сути уникальными и отличались от китайских. Они представляли собой жанровые пейзажи и сцены, украшающие почти каждое изделие. Для любого столового сервиза был придуман свой оригинальный рисунок.

Смотрите также: